Трудно поспорить с тем, что после рождения ребенок попадает в существенно менее комфортные температурные условия, чем те, что существовали в утробе матери, но именно это является толчком к запуску механизмов терморегуляции, заложенных в нем генетически.
Представление, что терморегуляционные реакции новорожденного несовершенны- довольно спорно. Существует мнение, что это не так- просто они обладают некоторыми особенностями. Иначе как бы мог только что родившийся ребенок попадающий в среду по температуре на 12-15С а то и больше ниже внутриутробной всего за несколько минут довести температуру своего тела до нормальной для взрослых или даже на 1-1,5 С выше?
Происходит это за счет повышения мышечного тонуса ( дополнительная выработка тепла) и более высокого тонуса мышц-сгибателей, чем разгибателей –так новорожденный приобретает специфическую позу -согнутые в локтях ручки, сжатые в кулачок пальчики, согнутые в коленях ножки, согнутыми к подошве пальчики стопы. Такая поза оптимальная для уменьшения теплопотерь, так как уменьшает общую площадь теплоотдачи.
Резервы физиологически зрелого новорожденного позволяют ему таким образом без одежды поддерживать нормальную температуру тела 20-30 минут после рождения, после чего резвы исчерпываются и младенца необходимо одеть или запеленать так, чтобы это не стесняло его двигательной активности. Тугое пеленание с насильственным вытягиванием рук и ног вдоль тела нарушают этот природный механизм.
Взрослый судит по себе, по своим субъективным ощущениям тепло холодно с поправкой на то, что там где прохладно ему- ребенок тем более замерзнет. При этом забывается о том, что обмен веществ у ребенка протекает интенсивнее, чем у взрослого- а значит у него образуется большее кол-во тепла, от которого нужно избавляться. Отсюда вывод- там, где взрослому нормально- ребенку тепло, там, где взрослому тепло- ребенку жарко.
Оптимальная температура детской комнаты 18-19С, то есть в комнате должно быть умеренно прохладно.
Если она сильно выше на первый план может выйти проблема, которой обычно не придают большого значения, переусердствовав в стремлении согреть младенца а именно проблема перегрева. При этом перегреть ребенка оказывается куда как проще, чем переохладить. Излишки тепла теряются либо через легкие , либо через кожу.
Вдыхаемый воздух, достигая легких нагревается до температуры тела. При вдыхании воздуха с температурой 18С возможность терять тепло на обогрев вдыхаемого воздуха еще довольно широка. Чем выше температура воздуха, тем меньше становится эта возможность и к избавлению от тепла активнее подключается кожа, начинается потоотделение, теряются вода и соли . А если ребенок еще и перекутан и одет в подгузник, закрывающий 30% кожного покрова младенца и препятствующий теплоотдаче?
Возможные последствия:
-проблемы с кожей, покраснения и опрелости в тех местах и складках кожи, где скапливается пот, содержащий соли и
и другие вещества, раздражающие чувствительную кожу младенца
- проблемы с пищеварением , у ребенка пучит и болит животик- густые от нехватки жидкости пищеварительные соки
с трудом способны переваривать еду
-проблемы с дыханием из-за образовавшихся в носу сухих корочек
-вялость из-за отсутствия стимулов к физической активности , плохой аппетит и сон
Что же делать, если нет возможности создать в комнате оптимальную температуру? Варианты действий: минимизировать количество теплых пеленок, одежды на ребенке, отказаться от одноразовых подгузников в жаркие часы, обеспечить поступление в организм жидкости помимо материнского молока, организовать водные процедуры с прохладной водой.