Женское грудное молоко- оптимальная идеально сбалансированная пища для ребенка первого года жизни. Нужно ли младенцу что-то еще? А если нужно, то когда? Не берем ситуации, когда этого самого молока не хватает. В таком случае используются любые доступные заменители грудного молока : адаптированные молочные смеси, донорское молоко или ищутся способы как увеличить выработку молока собственного.
Чтобы понять когда правильно начать прикорм, надо учесть несколько важных моментов в физиологии младенца. Недостаточно развитый кишечник ребенка 4-6 месяцев не может справиться с разнообразной пищей, так как в этом возрасте еще не вырабатываются многие пищеварительные ферменты. Детская печень еще достаточно слаба даже у вполне здорового ребенка, а любые недопереваренные частицы должны быть нейтрализованы и выведены из организма, что подвергает ее дополнительной нагрузке. В первые месяцы жизни в кишечнике ребенка вырабатывается мало иммуноглобулина А (хотя некоторое его кол-во содержится в грудном молоке) и он еще достаточно проницаем для проникновения в кровь потенциальных пищевых аллергенов. Только к 7 месяцам его количество становится достаточным. Если говорить о твердой пище, то в первые месяцы жизни у детей наблюдается защитный рефлекс "выталкивания".если в рот попадают твердые частички пищи или инородные тела, язык автоматически выталкивает их, не давая малышу подавиться твердой пищей.
До 4 месяцев у большинства детей еще нет достаточно хорошей координации движений языка и глотательных для продвижения твердой пищи. Дети первых месяцев приспособлены сосать, а не жевать, да и зубы редко у кого появляются раньше 6-7 месяцев.Понос, расстройства желудка и диатез и более серьезные аллергические реакции- все это возможные печальные последствия преждевременного прикорма.
Одним словом, все свидетельствует о том, что дети,находящиеся на грудном вскармливании, при полноценном сбалансированном питании матери до 6 месяцев жизни ребенок в прикорме не нуждается. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, есть смысл в более раннем введении прикорма, но не раньше 4-х месяцев.Нет нужды давать ребенку твердую пищу раньше, чем его организм может справиться с ней.Некоторые дети сопротивляются попыткам ввода твердой пищи и в 6-8 месяцев. Это также индивидуально, как появление первых зубов.
Как же понять, когда уже можно начинать? Это видно по поведению ребенка.
У малыша появляется пищевой интерес. Он начинает попрошайничать, сидя на коленях у взрослого за столом, с интересом наблюдает за тем, как вы едите, тянется к еде на вашей тарелке, выхватывает у вас ложку, подражает вашим жестам во время еды. Умение сидеть, брать пищу большим и указательным пальцами и появление зубов - дополнительные признаки того, что ребенок готов к началу постепенного перехода на твердую пищу.
Существует два принципиально отличных подхода для перевода малыша на пищу взрослых. Первый – достаточно быстрое введение адаптированной для детей пищи, т.е. покупного или приготовленного в домашних условия детского питания по традиционной схеме, второй – через педагогический прикорм обычной едой, которой питаются родители.
Если нет желания или возможности долго обеспечивать пищевые потребности преимущественно за счет грудного молока, тогда больше подходит традиционная схема введения прикорма грудничку используя детское питание.
Введение овощного прикорма:
Как правило, рекомендуют начинать введение прикорм грудничку с овощных пюре из какого-то одного овоща. Сначала предлагают одну ложку, постепенно увеличивая количество до 100-150г или меньше, в зависимости от того, сколько ребенок соглашается съесть. Нельзя вводить прикорм, когда ребенок болен или после проведения прививок. Прикорм предлагается в 1-ой половине дня, чтобы проследить его переносимость.Убедившись, что организм нормально реагирует на этот продукт, через неделю пробуют добавить еще один овощ (кабачок,цветную капусту,тыкву,брокколи), картофель вводится в последнюю очередь. Свеклу и томаты (как аллергенные продукты) вводят не раньше 6 месяцев, зеленый горошек и бобовые не раньше 7 месяцев ( в них содержатся особые виды сахаров, которые могут вызвать раздражение слизистой и усиление газообразования в кишечнике). С 6 месяцев гомогенизированные пюре можно заменять на протертые.
По такому же принципу вводятся фруктовые пюре: яблочные, грушевые, персиковые, абрикосовые. Банановое пюре не рекомендуется вводить грудничку раньше 6 месяцев.
Введение в прикорм каши:
Детям, плохо набирающим вес обычно рекомендуют начать вводить прикорм с каш. До 8-9 месяцев рекомендуют вводить только каши, не содержащие глютен (рисовая, кукурузная, гречневая). Это растительный белок, для расщепления которого у малыша может еще не хватать соответствующего фермента. Каши, содержащие глютен (манная, овсяная) могут вызвать аллергическую реакцию. Если ребенок склонен к запорам, лучше избегать рисовой каши, а если отличается неустойчивам стулом, то наоборот. При изготовлении некоторых каш промышленного производства используют технологию ферментативной обработки крахмала, что облегчает ее усвоение и делает ненужным добавление сахарозы для подслащивания. Сначала можно давать кашу более жидкой консистенции, постепенно увеличивая ее густоту. В овощи и каши можно добавлять растительное масло.
Примерно с 7-ми месяцев, когда у ребенка развивается способность жевать и движения языка становятся более свободными, ребенку можно начинать предлагать размятую и мелко нарезанную пищу, давать мягкие кусочки, которые ребенок может схватить пальчиками.
Введение мясного прикорма:
Размолотое мясо вводят с 7-8 месяцев. Детям с из групп риска по развитию анемии или с непереносимосью белков молока можно вводить мясо раньше с 5-6 месяцев. Рыбу не раньше 8-9 месяцев (особенно осторожно детям со склонностью к аллергии). Начинать введение мясного прикорма грудничку хорошо с пюре индейки или кролика, как самых низкоаллергенных и нежирных. В пищу младенцев нельзя добавлять соль, а также вводить большое кол-во белковой пищи, поскольку способность почек малышей к выводу натрия, калия, фосфора, а также продуктов расщепления белков (мочевины) огрничена.
Введение в прикорм соков:
Фруктовые соки советуют вводить только после полноценного введения вышеперечисленных продуктов. Ученые пришли к выводу, что такое раннее введение сока неоправданно. Особенно это касается детей, страдающих аллергией, так как соки оказывают раздражающее действие на слизистую кишечника и поджелудочную железу. Пища при этом плохо переваривается, всасывается не полностью расщепленной. В результате риск возникновения аллергических реакций повышается.Сок начинают давать разбавленным в соотношении 1 к 3, начиная с нескольких капель и за неделю доводят до 4-6 чайных ложек. К году можно давать ребенку 5-100 мл сока.
Адаптированные кисло-молочные продукты вводят после 9 месяцев. Коровье молоко рекомендую вводить не раньше года, а взрослые кисломолочные продукты не раньше двух лет.
Детский творожок и яичный желток как высококалорийные продукты можно вводить по показаниям с 6-7 месяцев. Творожок начинают вводить с 1/4- 1/2 чайной ложки (сначала желательно разводить его грудным молоком), затем постепенно увеличивая его количество до 2-х чайных ложек в 2 приема. Желток для проверки на аллергическую реакцию дают первый раз на кончике чайной ложки, если все нормально медленно увеличивают до 1/2 желтка в день.
Педагогический прикорм, который также называют естественным, начинают вводить только после появления у ребенка ярко выраженного пищевого интереса. Такой переход подразумевает длительное и полноценное кормление грудным молоком. Он не ставит своей целью быстрого замещения одного или нескольких кормлений грудью другой пищей.
Для начала в течение нескольких недель ребенка постепенно в микродозах знакомят со всеми продуктами, которые присутствуют в рационе его матери, предлагая один новый продукт в день из того, что вызывает его интерес. Педагогический прикорм подразумевает, что ребенок сразу пробует пищу разной консистенции , но в очень небольших количествах – не более 5 крохотных порций за раз. Это могут быть и кусочки вареных овощей из супа, крупинки каши, крошки хлеба кусочки мякоти фруктов, которые малыш будет облизывать и обсасывать и т.д. Если ребенок склонен к аллергии новый продукт можно предлагать раз в несколько дней. Параллельно отслеживается реакция пищеварительной системы. Если какой-то продукт вызвал расстройство пищеварения или аллергию, его некоторое время не пытаются давать повторно. Ребенка по возможности приучают брать кусочки и отправлять их в рот самостоятельно.
После того как малыш перепробовал всю пищу взрослых и нормально на нее отреагировал, количество предлагаемой в качестве педагогического прикорма пищи начинают увеличивать. Но только через несколько месяцев после начала введения прикорма ребенок начинает воспринимать его как способ утоления голода, его количества становятся ощутимыми и прикорм получает пищевую и энергетическую ценность в рационе ребенка.
Довольно спорным является вопрос необходимости допаивания ребенка водой, компотом или какими-либо чаями. В грудном молоке содержится 87— 90% воды, поэтому в идеале, оно может полностью обеспечить потребность малыша в жидкости до года при полноценном и частом кормлении грудью. Однако с началом активного введения прикорма многие советуют давать жидкость дополнительно, особенно если грудного молока не слишком много или если в помещении жарко и ребенок перегревается и активно потеет. Если ребенку дополнительная жидкость не нужна, он от нее откажется. Также поступление жидкости можно наладить и через более частое, но непродолжительное прикладывание к груди, позволяющее ребенку получить более жидкую составляющую молока.
Читать еще:
Таблица рекомендуемого количества прикорма по месяцам
Рацион питания после года