В этот период развитию ребенка будет способствовать практически любая игрушка, даже если это не игрушка вовсе, а обычный бытовой предмет в доме. Весь вопрос в их кол-ве и разнообразии. Дело в том, что у малыша активно развиваются все системы восприятия, с помощью которых он может познавать мир материальных предметов вокруг себя и изучать качества, которыми они обладают. Поэтому все, что нужно ребенку- чтобы вокруг него находились предметы обладающие как можно более различными свойствами: формой, размером, цветом, характером поверхности, вкусом и запахом, способностью издавать звуки. Малыш на этом этапе прежде всего наблюдатель и исследователь, фаза, когда он начнет совершать с предметами какие-то манипуляции наступит позже.
Чем больше сигналов от органов зрения, слуха и осязания поступает в это время в мозг для анализа, тем быстрее он развивается. Поэтому так полезно часто менять игрушки и предметы вокруг малыша, давая его восприятию новую пищу. Надолго сохранит привлекательность для малыша игрушка, обдающая сразу большим кол-вом разных свойств. Первые месяцы полезно носить его на руках по всей квартире, чтобы он мог рассматривать предметы, не находящиеся в поле его зрения, когда он все время лежит в кроватке в одном месте.
Конечно, игрушка должна быть безопасной для ребенка этого возраста, когда он все тянет в рот, без острых граней и углов, не слишком мелкой, чтобы нельзя было ее проглотить, засунув в рот, не бьющейся, изготовленной из нетоксического материала, без мелких деталей, которые можно оторвать. Чтобы игрушка была чистой, достаточно ее периодически мыть или стирать. Совершенно не обязательно кипятить или как-то сложно дезинфицировать. Малыш не нуждается в абсолютной стерильности.
Хорошо, если игрушка внешне напоминает какой-то предмет или животное (плюшевая собачка, рыбка). Когда ребенку показывают этот предмет в разных обличьях и ситуациях- на рисунке, картинке, фотографии, вживую или в виде игрушки- при этом говорят, как это называется, у ребенка развивается способность выделать общие свойства у этих предметов и узнавать их в другой ситуации и в другом обличье. Кроме того, это способствует развитию речи и расширению пассивного словаря ребенка.
На 1-м месяце жизни ребенок еще не нуждается в игрушках. Все что ему нужно- это мамино тепло, забота, прикосновения, звуки ее голоса. Ребенка привлекают близко склонившиеся к нему человечески лица с разнообразной мимикой.
На 2 месяце у малыша начинают разжиматься кулачки. Поле его зрения увеличивается до нескольких метров, поэтому можно носить его по квартире для расширения пространства наблюдения, а также брать его на руки вертикально на улице. При этом показывая и называя ему предметы, попадающие в поле его зрения. На стены можно специально повесить простые картинки, и показывать, что на них изображено, проходя мимо. Ребенка полезно класть на животик. Так у него быстрее укрепляются мышцы шеи и он раньше начинает держать головку. Когда малыш лежит на животе, можно выкладывать непосредственно перед ним небольшие игрушки, предметы. Если малыш уже делает первые попытки ухватиться за игрушку и подтянуть ее к себе, лучше класть перед ним игрушки, у которых есть удобное кольцо для захвата. Пока движения рук еще плохо скоординированы, малышу будет проще, когда есть за что зацепиться. Можно также ставить вертикально картинки, при этом разговаривая с малышом и рассказывая, как они называются. Также можно рассматривать книжку.
На 3-4 месяце поле зрения малыша расширяется еще больше. В этот период часто используются подвесные игрушки там где, малыш находится чаще всего. Можно использовать развивающий коврик с дугами. Игрушки в подвешенном состоянии находятся в движении, крутятся, поэтому наблюдать за ними и пытаться дотянуться ребенку особенно интересно. Можно купить готовый мобиль или изготовить подвеску своими руками из нескольких поперечных палочек. Для этой же цели можно использовать каркас от старого абажура. Подвешивать можно что все, что угодно- кольца, небольшие мягкие или пластмассовые игрушки. Очень привлекательны будут игрушки, издающие звуки: колокольчики, погремушки, бубенцы. Использовать для подвешивания можно даже обычные бытовые предметы. Крайне увлекательной игрушкой для малыша может оказаться простое зеркало. Лежа на животе, малыш уже может более уверенно захватывать игрушки руками. Ему нравятся предметы у которых есть края, вроде пластиковых мисок, чашек, или ручки, за которые удобно схватиться, а также своя и чужая одежда, которую надо непременно пощупать и тянуть в рот, края пеленок или постельного белья.
На 4-м месяце ребенок уже способен уверенно хватать игрушку, находящуюся в зоне его досягаемости. Наиболее привлекательными являются игрушки, которые можно трясти, звенеть , обо что-то стучать или с громким звуком ронять . Это могут быть покупные погремушки . Также можно сделать самодельные погремушки можно сделать из любых пластиковых банок и флаконов из под кремов, шампуней, используя корпус от шариковой ручки, спичечный коробок и т.д. ,сделав серию разных по звучанию, за счет разного наполнителя. Погремушку можно обшить тканью или обвязать. Детям нравятся мягкие игрушки ( желательно без ворса) у которых длинные лапы , руки, носы, хвосты, за которые так удобно хвататься, а также специальные мягкие кубики с развивающими тактильными элементами. Можно дать ребенку деревянную ложку или жестяную банку из под чая, которую он будет долго и самозабвенно переворачивать и двигать туда-сюда.
Уже начиная с этого возраста можно рассказывать малышу детские стихи и проводить простейшие музыкальные занятия. Например, посадив малыша на колени , играть на пианино или ксилофоне и пропевать ноты или простые мелодии. Ставить музыку чередуя через каждые 2-3 минуты разные ритмы, тихую и громкую, быструю и медленную, а также мелодичную классическую музыку. Можно отстукивать ритм музыки, детскими ладошками или двигаться с ним в такт.
На 5-м месяце ребенок может начать сидеть . Ему нравятся игрушки, которые можно перекладывать из одной руки в другую: кольца, кубики, тряпичные мячи или куклы. Увлечет ребенка и простой воздушный шарик. Он может хвататься за края укрепленных страниц детских книжек и даже их переворачивать. Старая клавиатура от компьютера или мышь с колесиком тоже пользуется большим успехом. Можно сделать подушечки из разных на ощупь тканей, различных геометрических форм с разным наполнителем. Ребенок способен уверенно захватывать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки. Поэтому можно побуждать его совершать попытки ползать, выкладывая новую интересную игрушку на некотором расстоянии.
Можно сделать ребенку что-то вроде бус из мелких игрушек, закрепленных на длинном крепком шнурке. Какие-то игрушки закрепить, а какие-то оставить свободно ездить по шнурку. Такая игрушка обеспечит ребенка занятием во время прогулки, поездки или в очереди. Можно сделать тактильные бусы, нанизав на крепкую веревочку самодельные тканевые колечки из такней разных видов ( шелк, х/б, веллюр, тюль,) чередуя с крупными деревянными или пластиковыми бусинами.
Можно давать малышу пустые банки из под крема, пластиковые флаконы от шампуней и бальзамов, коробочки разных размеров,небьющиеся кружки и мисочки. Крутя в руках, ставя и переворачивая подобные предметы, пальчики малыша учатся приспосабливаться к обхвату различных форм и объёмов. Малыш будет выстраивать различные комбинации из пальчиков, по-разному раскрывать ладошку, координировать движения рук. Можно пришить мелкие игрушки к перчатке и показывать ему пальчиковый театр, разговария от лица одной из игрушек на пальце.
Для развития тактильных ощущений при случае можно дать малышу потрогать горячую чашку или бутылочку, кусочек льда или снега,мокрую, и сразу сухую поверхность, описывая при этом словами то, что он ощущает.
Очент порадует малыша и будет способствовать развитию эмоционального контакта с родителями игра в прятки: когда взрослый прячется от малыша под одеялом или пеленкой, а потом выглядывает оттуда и говорит " ку-ку".
Читать также:
Развивающие занятия и игры с годовалым, 10-месячным, 9-ти месячным, 8-ми месячным, до 6-ти месяцев
Какие игрушки нужны 2-х месячным
Какие игрушки нужны 3 месячному