Наблюдать малыши начинают сразу после рождения. Когда они не спят , их глаза все время движутся и могут следить за медленно движущимся объектом. На 4-й день после рождения подключаются движения головы для увеличения широты обзора. Конечно, возможности зрения малыша еще сильно ограничены. Поначалу он может отчетливо разглядеть только предметы, которые находящиеся очень близко, но уже ко 2-му месяцу он ясно видит в радиусе 2-3 метров, к 3-му в радиусе 5-6 метров, а к 4-му развитие бинокулярного зрения позволяет оценить расстояние до предмета.
Постоянно разглядывать окружающий мир малыш будет и сам, исходя из своей внутренней потребности. Главное обеспечить его объектами для наблюдения в как можно большем кол-ве. Но рассматривание чего бы то ни было можно также стимулировать со своей стороны, что-то намеренно показывая малышу, наблюдая с ним в месте, и рассказывая о том, что он видит, подчеркивая отдельные свойства предметов.
Изначально, чем больше зрительной информации получает ребенок, тем активнее развивается его мозг. Первое время малыш хочет смотреть, прежде всего, на маму, на ее лицо и мимику, а также лица других родственников. Но проводя много времени у мамы на руках, он получает возможность также наблюдать множество предметов, находящихся в квартире или наблюдать за природой на прогулке, если возможность наблюдать не ограничивает крышка коляски.
Развешивая разные картинки на стенах и меняя их время от времени, на высоте собственного роста, можно подходить к одной их них проходя мимо с ребенком на руках, давая ему возможность ее рассмотреть. Когда малыш начнет ползать, а потом и ходить, картинки можно вешать на высоте его роста, чтобы он мог рассматривать их самостоятельно.
Конечно, во всем хорошо чувство меры. Если малыш не хочет смотреть на картинку или предмет, который вы ему предлагаете, он устал или изображение не вызывает у него интереса, ни в коем случае нельзя заставлять его смотреть на то, что вы считаете нужным. Это не принесет никакой пользы, поскольку в качестве защитной реакции организма ребенок отключится от восприятия того, что его утомляет. Можно пытаться привлечь внимание ребенка, но не настаивать. Кроме того, бывают ситуации когда ребенок настроен рассматривать что-то самостоятельно, а бывает, когда он хочет вашего участия в процессе.
Показывать ему картинки малышу можно с первых дней жизни. Сначала на расстоянии не более 40 см, предпочтительно контрастные черно-белые, не больше одной картинки за раз. Можно медленно и плавно перемещать ее перед глазами, чтобы малыш успевал следить за ней. Пару картинок можно повесить сбоку от малыша, чтобы он поворачивал голову и рассматривал ее. Ближе к концу первого месяца жизни, можно добавить цветные картинки и другие яркие предметы.
Уже в месячном возрасте можно подвешивать игрушки на расстоянии вытянутой руки ребенка, чтобы он мог следить глазами за его перемещениями, например мобиль. С 2-х месяцев можно предложить малышу зеркало, в котором он постепенно начнет узнавать свое отражение. Можно выкладывать прямо перед малышом объемный предмет, побуждая малыша до него дотянуться.
Когда малыш начинает ползать, яркие интересные игрушки можно класть от него на некотором расстоянии, чтобы стимулировать продвинуться вперед и дотянуться.
Начиная с 6-ти месяцев знакомые картинки можно вешать на стену в разных положениях: вертикально, горизонтально и наклонно. Несколько картинок можно распечатать с разной степенью увеличения и показывать их малышу по очереди. Также можно разрезать картинки на несколько крупных частей, а затем разъединять и соединять их перед малышом. Для знакомства с цветами, подойдут разноцветные ленточки, которыми можно, вложив малышу в руку, весело махать, параллельно рассказывая малышу, какого они цвета.
Когда малыш начинает активно манипулировать предметами, держать их в руках и рассматривать- можно подходить к нему и рассказывать об этих предметах, их форме, цвете и размерах.
С 8-ми месяцев можно показывать малышу простые предметы –объемные или на картинке- такие как мячи, кубики, геометрические фигуры, разного размера. При этом нужно подчеркивать, что этот мяч большой, этот поменьше, этот очень маленький. Целое цветовое шоу можно сделать из обычной настольной лампы, накрывая ее кусками материи разных цветов и эмоционально описывая малышу происходящие изменения. Можно рассматривать с ребенком с картинками,рассказывая об этом рисунке.
С 9-ти месяцев полезны упражнения, направленные на развитие зрительного контроля совершаемых движений. Такие как ,надевание колец на стержень пирамидки или на крючки. Рассматривая с малышом мелкие предметы или игрушки, можно находить такие же на картинках. В темной комнате можно устроить целый театр теней, показывая ребенку на стене тени от различных предметов, движущихся рук.
Ближе к году, рассматривая картинки с узорами, на стенах и на полу, можно обводить пальчиком ребенка линии узора.