Звуковое восприятие развивается у малыша еще задолго до его рождения. Со всех сторон его окружают звуки тела матери, которыми сопровождается работа внутренних органов: сердца, легких, кишечника. Воспринимает он и звуки внешнего мира, шум, музыку, человеческие голоса. С рождения малыш узнает голос своей матери и выделяет его среди множества других.
Отмечено, что уже с 3-го месяца жизни у ребенка значительно активизируются отделы мозга, ответственные за слух. Все слова, которые слышит ребенок-это основа его будущей речи. Он начинает узнавать и понимать их сильно раньше, чем сможет сам использовать. Поэтому с самого начала, полезно читать ему стихи и петь колыбельные.
С ребенком вполне можно разговаривать в своей обычной манере. Не обязательно делать это нарочито отчетливо, медленно или громко. Однако считается, что ребенку легче воспринимать речь, если взрослый говорит на тон выше. Можно разговаривать с ребенком с использований разных интонаций. Можно делать свою речь контрастной, разговаривая то тихим, то громким голосом. Вполне уместно использование в общении с ребенком звукоподражания, хоть животным, хоть пылесосу.
Разговаривая с ребенком, нужно дать ему понять, что вы обращаетесь именно к нему, сопровождая свои слова прикосновениями. С самого раннего возраста можно пытаться установить с малышом что-то вроде диалога. Сказав что-то, сделать паузу как бы для ответа , а также реагировать на те звуки и попытки общения, которые идут со стороны ребенка. Замечено, что кол-во звуков, издаваемых 3-х месячным ребенком, становится больше, если взрослый реагирует на них, отвечает, пытается общаться.
Хорошо, если речь взрослого сопровождает ребенка на каждом шагу, комментирует все действия, которые совершает малыш или его мама по отношении к нему, рассказывает обо всем, что привлекает внимание ребенка на каждый момент времени.
С рождения малыш нуждается в гармоничной и доброжелательной музыкальной среде. Хотя не все звуки вокруг улавливаются сознанием, но на подсознательном уровне все звуковое и музыкальное окружение влияет на настроение ребенка и его отношение к миру. Музыкальный вкус закладывается в самом раннем возрасте. Малышам нравится спокойная классическая музыка, а также быстрые ритмичные композиции. Слушая ритмичные композиции можно двигаться с такт с малышом на руках, или хлопать в ритм его ладошками.
Игрушки, издающие звуки, погремушки и колокольчики привлекают внимание ребенка уже на 1-м месяце жизни. Можно погреметь чем-нибудь с одной стороны от малыша, а потом с другой или на некотором расстоянии, чтобы убедиться как ребенок поворачивает голову, чтобы понять, где находится источник звука.
2-х месячному малышу можно петь или играть мелодии на простых музыкальных инструментах, вроде дудочки или металлофона. Можно демонстрировать ему на контрасте высокие и низкие звуки, чтобы он почувствовал разницу между ними.
3-4х месячному ребенку хорошо подвешивать на расстоянии вытянутой руки предметы, издающие звуки: бубенцы, колокольчики, погремушки, музыку ветра. Малыш сможет дотягиваться до них ручкой и прислушиваться к возникающему звуку. На улице полезно обращать внимание малыша на звуки природы: шум ветра и листвы, стук дождя, крик птиц. Можно поиграть в дразнилки, копируя звуки, издаваемые самим ребенком, или записать их на микрофон и дать ему послушать.
Рассматривая книжку с изображениями животных с 5-6 месячным малышом можно имитировать звуки каждого животного. В повседневной жизни полезно обращать внимание на разные привычные звуки: скрип двери, стук молотка, топот шагов, телефонный звонок и пр. Чтобы показать ребенку , как звуки различаются по высоте, подойдет детский металлофон, или коллекция колокольчиков с разной высотой звучания. Звуки издаются в порядке возрастания или убывания высоты, что также можно подчеркнуть голосом. После чего можно дать малышу возможность поиграть с колокольчиками или музыкальным инструментом самостоятельно.
В 7-8 месяцев малышу пригодится коллекция шуршалок, которые несложно сделать из пластмассовых баночек ( если ребенок еще не может открыть их самостоятельно) , наполнив любым звонким содержимым: крупой, горохом, фасолью, мелкими камушками, монетами, пуговицами, бусинами- главное чтобы все звучали по разному. Ребенок будет сравнивать их между собой, тренируясь различать нюансы звука. Также этими шуршалками полезно вместе с малышом греметь в такт ритмичной музыке. Занимательную гремелку можно сделать, прикрепив к палке ожерелье из ракушек, камушков, пробок и деревяшек. Можно вместе с малышом шуршать газетой, целлофаном, плащевой тканью.
Можно по разному показать ребенку как по-разному шуршит вода: включить кран посильнее и послабее, вылить ванну или в таз воду из ведерка, капать на разную поверхность или материал с разной высоты.
Ближе к году ребенку можно давать для экспериментов простые музыкальные инструменты: бубен, барабан, треугольник, металлофон, детское пианино, разнообразные дуделки и свистелки , и даже просто небьющуюся кухонную посуду, об которую можно стучать. Можно пробовать стучать с ним под музыку. С ходящим малышом можно танцевать, сначала держа его на руках, а потом поставив его на пол и держа за руки.