Потребность в коммуникации со взрослыми и прежде всего с мамой ребенок испытывает с самого рождения, используя все доступные ему средства. О дискомфорте, голоде, желании оказаться на руках малыш сигнализирует криком. В благожелательном расположении духа он издает мелодичные, певучие звуки, призывный писк, покряхтывание. Постепенно даже крик начинает приобретать различные оттенки, превращаясь в нытье или резкий визг. Малыш начинает понимать, что взрослые реагируют на его звуки тем или иным образом. Так у ребенка возникают предпосылки для развития речи. До того, как малыш произнесет свои первые осмысленные слова пройдет еще много месяцев подготовки, в течение которых постепенно малыш будет слышать и запоминать звуки и интонации родной речи и тренироваться в их произношении.
Для развития речи ребенок нуждается в языковой среде с самого рождения. Уже с 3-ей недели жизни он может концентрироваться на звуках голоса родителя. В 2 месяца он сосредотачивается на лице взрослого, который с ним говорит. В речи взрослого для малыша сейчас больше важна интонация, ритм и ее эмоциональная окраска. Для ребенка первые месяцы жизни важна именно эмоционально насыщенная речь взрослых. В первом полугодии жизни он еще не понимает смысл произносимых слов. Он следит за мимикой взрослого, за артикуляцией, за тем как произносятся звуки, поэтому важно говорить с ребенком, когда он внимательно смотрит на вас, повернувшись к нему лицом.
На 1-2 месяце жизни малыш начинает гулить, то есть произносить сочетания протяжных гласных звуков [а] [у],[э], [ы], в которые иногда вплетаются согласные, чаще [ г], [м]. Получается похоже на, а-гы, а-а-гу, гы-ы, гэ-э и др. Это звуки, которыми он привлекает внимание или отвечает на обращенные к нему слова. На появление родителей ребенок часто реагирует улыбкой и радостным повизгиванием, которое часто сопровождает т.н. комплекс оживления вместе с активными движениями руками и ногами.
По мере роста ребенка в его гуление включается все больше звуков, малыш экспериментирует с громкостью их произнесения, становятся разнообразнее интонации. На 5-6 месяце малыш начинает сопровождать, произносимые звуки движениями, чтобы показать, что он хочет.На его гуление нужно обязательно отвечать, чтобы ребенок осознавал, что он услышан и в дальнейшем делал еще более активные попытки установить диалог со взрослым. Чем больше мам разговаривает с малышом, тем разнообразным и интонационно богатым становится его гуление.
В 6-8 месяцев в речи малыша появляется лепет. Сначала он начинает произносить отдельные слоги [ба], [та], [да], [ма]. Потом они начинают соединяться в длинные цепочки повторяющихся слогов, таких как да-да-да-да, ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма и др. Лепет основывается на подражании и самоподражании, поскольку ребенок внимательно прислушивает к звукам, которые он сам произносит. Малыш может лепетать сам собой, лепетом с богатой интонацией выражать свои эмоции, с требовательным лепетом, сопровождаемым жестами и движениями давать взрослому понят о своих желаниях.
В 9-10 месяцев у ребенка могут появится первые лепетные слова «баба», «дядя», «мама».А в 11-12 месяцев из лепета возникают первые осмысленные слова. Это могут быть простые в произнесении «мама», «папа», «дай», «бах», «бум». В этом возрасте ребенок начинает ассоциировать слова с предметами или действиями. Теперь становится особенно комментировать свои действия и обращаться к малышу, используя простые предложения, как можно чаще. Читать ему книжки с картинками. Будет полезной тренировка мышц, задействованных в речи с помощью обычного гримасничанья, надувания щек, высовывания языка, дутья в игрушечные дуделки. У ребенка появляется указующий жест, которым он просит называть интересующие его предметы.
К году ребенок может уметь произносить 9-12 простых слов. Но ничего страшного, если этого не произошло. У каждого ребенка речь развивается в свои индивидуальные сроки. У девочек, как правило, раньше, чем у мальчиков.
Для взаимопонимания с ребенком полезно сопровождать слова соответствующими жестами, например сказать «возьми» и протянуть малышу руку с игрушкой, помахать рукой и сказать «пока» и «до свидания», сказать нет или да-да покачав головой. Как можно чаще надо просить ребенка выполнять простые просьбы: «дай то-то и то-то», « закрой дверцу шкафа», «иди сюда».
Для развития речи, читая ребенку хорошо знакомые стихи или песенки можно пропускать последнее слово в четверостишье, чтобы ребенок мог попробовать произнести его сам. Чтение стихов также можно сопровождать иллюстрирующими жестами.
Читать также:
Календарь развития ребенка по месяцам: 1 месяц, 2 месяц, 3месяц, 4 месяц, 5месяц, 6 месяц, 7месяц, 8 месяц, 9месяц, 10 месяц,11 месяц, 12 месяц
Таблица физического развития ребенка 1-го года жизни