Новорожденный, который не хочет слезать с материнских рук, это тяжкое бремя и печальная неизбежность? Смотря как к этому подходить. Многие матери, в конечном счете, приходят к выводу, что, хоть это физически непросто носить на руках малыша , тяжелеющего день ото дня, польза для ребенка усилия оправдывает. Ношение ребенка в матерчатой перевязи , то есть в слинге, облегчает задачу.
Существует точка зрения, что после 9 месяцев вынашивания внутри, ребенок имеет право еще на 9 месяцев «донашивания» уже после рождения, когда постоянный тесный контакт с телом матери ему физиологически необходим для его развития. Прижавшийся к маме ребенок получает некоторое подобие условий, в которых он существовал до рождения. Он ощущает привычный за 9 месяцев ритм ходьбы, сердечный ритм и дыхание матери, что является своеобразным биологическим регулятором, позволяющим стабилизироваться его собственным функциональным системам.
Например, отмечено, что ношение ребенка способствует более быстрому становлению у ребенка суточных биоритмов, выработке гормонов, ответственных за ночной сон и бодрствование днем.
Материнские объятия способствуют развитию координации обычно хаотичных и неуправляемых движений малышей. Тогда как, у детей, находящийся отдельно от матери, отмечают более беспорядочные движения конечностей, подергивания, неуклюжие и нервные сосательные движения при кормлении, прерывистое дыхание, нарушение сна. Фактически ребенка вынуждают заниматься самоорганизацией раньше времени, в результате он тратит много сил на самоуспокоение, которые он мог бы использовать для роста и развития.
Положительно сказывается ношение и на развитие вестибулярного аппарата. Положение тела ребенка все время смещается в пространстве вслед за движениями и изменениями позы матери. Каждый раз при этом в его мозг поступает нервный импульс и возникающий ответ передается мышцам тела для сохранения равновесия. Вестибулярный аппарат активно тренировался у ребенка до рождения, и частое ношение ребенка стимулирует его дальнейшее развитие, в отличие от постоянного лежания в кроватке.
Исследования показали, что движения ребенка на руках у матери синхронны с изменениями интонаций ее голоса. Когда она носит ребенка, матери удобнее с ним общаться, устанавливать контакт. Это позволяет чаще обращаться к нему и лучше ощущать его потребности.
Дети, которых носят на руках, становятся более спокойными и уравновешенными, меньше плачут. Во время бодрствования они чаще всего находятся в т.н. состоянии «спокойного внимания». Силы и время, нерастраченные на плач, позволяют им лучше настроиться на контакт с окружающим миром, внимательнее присматриваться и прислушиваться. Он видит и слышит то же, что и мать (или отец), наблюдает за выражением их лиц, интонациями голоса, движениями. Отсюда он воспринимает все, что происходит вокруг, становясь соучастником жизни родителей. Что бы ни делали родители, они соотносят свои действия с ребенком, принимают его во внимание. У малыша, лежащего в кроватке и имеющего возможность разглядывать только потолок или пару игрушек, его ежедневный опыт не содержит никакой познавательной ценности.
Ношение ребенка способствует развитию его речи. Находясь с матерью, он чаще может совершать попытки «общения» с ней доступными ему средствами. Кроме того, он внимательно следит за глазами, ртом и мимикой взрослых и учится слушать. Обычные звуки вокруг для ребенка, лежащего отдельно, могут быть источником беспокойства. Когда же он находится на руках у взрослых , они приобретают познавательную ценность.
Могут возникнуть опасения, что , если ребенка все время носить, он не научится ползать и передвигаться самостоятельно. Однако, подобные страхи не обоснованы. Такие дети даже опережают других в физическом развитии, потому что тесный контакт с матерью положительно сказывается на развитии нервной системы, кроме того они не растрачивают много энергии на плач и преодоление психологического дискомфорта.
Обычно у матерей возникает инстинктивное желание заботиться о ребенке и быть рядом, но у кого-то оно проявляется в большей, а у кого-то в меньшей степени. Ношение ребенка очень важно для формирования биологической привязанности к нему у матери, особенно если этот естественный механизм был нарушен при их разлучении после родов. На физиологическом уровне биологическая привязанность управляется т.н. гормонами материнства. Период попадания половины их кол-ва в кровь очень короткий- порядка 20 минут. Поэтому, чтобы постоянно поддерживать их высокий уровень, через каждые 20 минут нужна новая стимуляция от контакта с ребенком, кормления его грудью и пр.
Поддержание гормонов материнства на стабильно высоком уровне является лучшим средством против послеродовой депрессии, которой подвержены многие женщины. Поэтому ношение ребенка на руках оказывает на мать сильный успокаивающий эффект.
Ношение ребенка на руках позволяет матери тонко чувствовать его разнообразные запросы. Поэтому в странах, где носят детей, матерям не нужны пеленки или подгузники. Мать просто чувствует каждый раз, когда ребенку захочется в туалет. В современных условиях это позволяет успешно реализовать такой метод естественной гигиены как высаживание, аналогичный по смыслу.
Когда мать носит ребенка, она имеет возможность наблюдать за всеми происходящими с ним изменениями.
В бытовом плане женщине удается быстро приспособиться к совмещению обычных домашних дел с ношением ребенка. Есть определенное удобство в том, что не приходится постоянно отвлекаться, чтобы сходить покормить или успокоить ребенка, когда он и так постоянно рядом. Когда ребенок на руках, не нарушается постоянными отлучками общение с гостями.
Конечно, ношение не может быть непрерывным. Даже самая выносливая мама время от времени будет снимать ребенка и класть где-то в непосредственной близости. Каждая мать может сама решить для себя насколько у нее хватает сил и желания находиться в тесном контакте со своим малышом, держа его на руках, и насколько часто это необходимо самому ребенку. Если ношение вызывает сильное физическое утомление, оно не принесет пользы обоим. Пребывание на руках должно доставлять удовольствие и вызывать чувство комфорта и успокоения для обоих, а не быть для матери тяжкой обузой. Хорошо, когда в доме есть помощники, которым можно препоручить ношение ребенка, когда мама устала.
Во втором полугодии жизни потребность ребенка быть на руках, начнет сильно уменьшаться. И когда он начнет заниматься игрушками и активно ползать, он перестанет проситься на руки и начнет осваивать окружающее пространство самостоятельно.