Крошечный младенец кажется слабым и беспомощным, но такой ли он слабый, как иногда кажется взрослым? Младенец –это не расслабленный, вечно спящий сверток. Будь это так, он не смог бы физически развиваться. Физическая активность- его насущная физиологическая потребность. Он и сам с рождения начинает тренировать свою мускулатуру и координацию, постоянно совершая хаотичные движения руками и ногами ( правда во время сна эти нескоординированные движения рекомендуют ограничивать свободным пеленанием).
Самое малое, что можно сделать для ребенка-это не сдерживать его естественную двигательную активность, создавая условия в которых она затихает. Чтобы помешать ребенку двигаться, нужно не так много. Неудобная одежда в большом кол-ве или туго стягивающие пеленки. Слишком высокая температура к комнате. Дело в том, что механизмы терморегуляции ребенка работают так, что для увеличения выработки тепла, он напрягает мышцы и начинает двигаться. Тепличные условия в комнате лишат ребенка одного из важнейших источника мышечной стимуляции на первых месяцах жизни- температурного. Это работает если в комнате несколько прохладно, но вовсе не значит, что ребенок должен мерзнуть. Начиная со второго полугодия, серьезным препятствием для физического развитие может стать злоупотребление манежем, вместо того, чтобы позволить ребенку много и активно ползать по всей квартире.
Полезно и не требует особых усилий периодическое выкладывание ребенка на живот. Это стимулирует его пытаться поднимать головку и укреплять мышцы шеи.
Слишком осторожное обращение с ребенком как тоже не способствует крепости его мышц. Если ребенка брать на руки мягко и нерешительно, переворачивать очень аккуратно, тело ребенка остается расслабленным и вялым. В ответ же на энергичное обращение ( не путать с грубостью) он как бы напружинивается, напрягая мышцы. Одно только решительное и уверенное обращение с младенцем, когда его часто берут на руки, обеспечивает ему эффективную зарядку на все группы мышц, что очень удобно, т.к. она не требует отдельного времени и происходит по много раз в день. Также полезно ношение на руках, которое вынуждает малыша постоянно менять позу, подстраиваясь под движения матери, чтобы принять более удобное положение, поскольку также обеспечивает напряжение мышц и развитие их координации и вестибулярного аппарата.
Двигательную активность можно целенаправленно стимулировать отдельно с самого начала. Нужно это или нет- решать родителям.
Для здоровья это может принести ощутимую пользу. Развитие скелетно-мышечной системы ребенка "вытягивает" развитие всех других органов и систем организма, которые вынуждены активнее работать при более высокой мышечной нагрузке. Значит, ребенок, много двигающийся, хорошо развитый физически, обязательно имеет и крепкие внутренние органы.
У новорожденного более 20 врожденных рефлексов, большинство из которых без подкрепления исчезают в течение первых 3-х месяцев - ситуация когда большую часть времени младенец лежит завернутый в кроватке. Тренировка же врожденных рефлексов дает сильнейший толчок развитию скелетно-мышечной системы, которая не только влечет за собой укрепление внутренних органов, но и стимулирует развитие головного мозга. Видимо, при мышечной тренировке совершенствуются не только соответствующие отделы мозга, но и все другие.
Например, дети, научившиеся плавать раньше, чем ходить, заметно опережают своих сверстников не только в физическом, но и в интеллектуальном отношении. Показателен также эксперимент, проведенный в США, направленный на подкрепление шагового рефлекса. Детей практически с рождения, держа под мышки, ставили ножками на стол и так «ходили» сначала по 20-30 секунд, а потом по минуте и больше несколько раз в день. В результате малыши самостоятельно начали ходить в 6-7 месяцев ( что несколько раньше нормы) и опережали своих сверстников в умственном развитии.
Для укрепления мышц ног можно просто уже с первого месяца жизни держать его вертикально, прислонив к груди, а другой рукой подпирать пяточки, пока он не напряжет ножки и не будет стоять, т. е. держать свой вес на ножках для начала хотя бы несколько секунд. Делая это каждый раз, когда ребенок берется на руки или после кормления, достигается частое повторение этого упражнения в течении дня.
Довольно известно простое упражнение, которое Никитины использовали для подкрепление хватательного рефлекса новорожденных.
Сначала новорожденному просовывали в сжатые кулачки по пальцу и тянули его к себе, пока он не сядет, потом клали обратно и снова сажали. К 2-м месяцам малыш мог уже встать, таким же образом держась за пальцы. С 3-х месяцев за пальцы он хватался уже очень крепко и могу на них уверенно висеть. После чего из кроватки или коляски ребенка вынимали только таким образом, в результате за день это упражнение повторялось до нескольких десятков раз. Пальцы взрослого хорошо чувствуют, крепко ли держится малыш, но для подстраховки можно охватывать остальными четырьмя пальцами его ручку.
Первым спортивным снарядом для ребенка может стать простая перекладинка, установленная на досягаемой высоте в кроватке или коляске, держась за которую, ребенок может садится, а потом и вставать.
Расширяется арсенал средств для физического укрепления ребенка, когда он начинает ползать. Можно периодически устраивать ему на полу что-то вроде «полосы препятствий», используя диванные подушки, валики и прочие подручные средства. Переползание через препятствии, или поиск обходного пути, будет для малыша увлекательной и сложной задачей.
Для малыша можно соорудить простейшие спортивные снаряды. Например наклонную лесенку с перекладинами подходящего для руки сечения. Для начала можно оставить открытыми только несколько ступенек, остальные заклеить картоном. Место на полу, куда опирается лесенка обязательно должно быть застелен матрацем или детскими матами. К перекладинам можно привязать несколько игрушек, чтобы заинтересовать малыша. Под лесенкой на уровне поднятых рук малыша, но не вытянутых до предела, а слегка согнутых, можно повесить небольшие гимнастические кольца. Висеть они должны на веревочках небольшой длины, чтоб малыша несильно качало из стороны в сторону. На одно из них можно повесить колокольчик. Нельзя вешать малыша на кольца, поддерживая его, чтобы он не упал. Он должен рассчитывать только на свои силы.