Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка самого раннего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Существует много игрушек для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, конструкторы, шнуровки и пр. Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.
Пальчиковые игры – это инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Пальчиковые игры и упражнения помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых пауз.
Когда ребенок выполняет упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш учится вслушиваться и понимать смысл речи, концентрировать свое внимание, развивается воображение и фантазия.
В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Кроме того, через пальчиковые игры ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений, развивает умение подражать взрослому.
Как играть в пальчиковые игры:
Для начала надо выучить текст наизусть и отрепетировать движения самостоятельно.
Пальчиковые и жестовые игры необходимо показывать, четко проговаривая текст, с выражением, не торопясь, чтобы у ребенка было время на повторение показанного. Чем более выразительной будет мимика, тем лучше. Говорить можно то тише, то громче, делая в соответствующих местах паузы. Игру нужно проводить весело с энтузиазмом. Если малыш на первых порах делает что-то неправильно на этом не надо акцентировать внимание, и, наоборот, обязательно поощрять успехи, когда все получается.
Каждую игру можно повторять 2-3 раза. В таком случае для одного занятия достаточно 2-3 игр. Хотя если интерес ребенка не ослабевает, можно и больше. В одну игру можно играть около двух недель, постепенно заменяя их новыми.
Игра разучивается с ребенком постепенно. Сначала взрослый просто ее показывает. Затем взрослый и ребенок показывают движения одновременно, а текст проговаривается взрослым. Когда ребенок хорошо заучил последовательность движений, он уже может показывать их самостоятельно, текст проговаривается взрослым. И, наконец, ребенок и показывает движения, и проговаривает текст сам, при необходимости взрослый помогает.
Чтобы пальчиковые игры были интересны ребенку, они должны соответствовать возрасту. Малышам предлагаются самые простые и короткие игры, доступные их возрасту. Старшим детям задания можно усложнять. С детьми до 1,5 лет можно проводить пальчиковые игры как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка. А в возрасте 1,5 лет уже можно начинать выполнять движения вместе.
Читать также подробные описания конкретных примеров:
-пальчиковых игр
-жестовых игр