Двигательное развитие
К полутора годам малыши обычно уже хорошо самостоятельно ходит и даже бегаеют: прямо, по кругу, обходя предметы. Легко преодолевает неровности на земле, перешагивает через невысокие препятствия. Ребенок без затруднений ходит, держа в руках игрушки и размахивая ими. Может нести ведерко за ручку, коробку, мяч или корзину двумя руками.
Малыш может самостоятельно сесть и сидеть на стуле, скамеечке. Залезает на диван, взрослое кресло и садится в нем. Может влезть куда-то, используя дополнительный предмет, например скамеечку, чтобы достать понадобившуюся вещь. С опорой, то есть держась одной рукой за руку взрослого или хватаясь за перила, начинает подниматься по лестнице в подъезде дома.
Уверенно ходящий малыш уже не только может катить перед собой игрушечную коляску, тележку, или игрушку каталку, но и тянуть за собой игрушку на веревочке. Малыши, которые рано начали ходить начинают это делать на несколько месяцев раньше.
Бытовые навыки
Если малыша к этому приучали, к 1,5 годам он уже уверенно ест густую пищу ложкой из тарелки. Ложку чаще держит еще в кулачке. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой, может пользоваться вилкой. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно брать чашку, пить из нее и затем ставить на место.
Ребенок в 1,5 года уже можно снимать с себя некоторую одежду: шапку, варежки рукавички, носки может снять самостоятельно. Может расстегнуть молнию на кофте или куртке и попытаться ее снять Может пробовать снять колготки или штанишки . При умывании малыш подставляет ручки под струю воды и может тереть их друг об друга, и даже по личику, также может в ванной подставлять по струю воды ножки.
Полуторогодовалый малыш стремиться помогать взрослым по дому и очень важно это поощрять. По просьбе взрослого он может выкинуть мусор в мусорное ведро, подать продукты из пакета на полу, убрать игрушки в ящик, принести горшок, вытащить постиранную одежду из стиральной машинки, кастрюльку из шкафа и подать маме, закрыть дверь и пр.
Развитие моторики:
Малыш начинает еще уверенней откручивать крышки, поворачивать ручки дверей.
У ребенка в 1,5 года более активно начинает проявляться интерес к кубикам и строительным блокам. Малыш уже может построить башню из 3-4 кубиков, хорошо надевает колечки на пирамидку: 3-4 колечка подряд или больше, но без учета их размеров.Если малыша этому учили, может с помощью взрослого собрать матрешку из 2-3 вкладышей.
Ребенок может рисовать карандашом, фломастером, оставляя на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки, реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии.
Развитие памяти
Малыши помнят о часто повторяющихся бытовых действиях. Когда ребенку говорят: "Пойдем гулять", он начинает искать одежду, обувь для прогулок. А когда говорят пойдем покушаем, бежит на кухню к своему столику.
Многие дети в 1,5 года по просьбе взрослого и без показывают не меньше 3 частей тела ( нос, ухо, глазик) на себе, игрушке или взрослом. Причем уже могут показать подряд носик, например, у куклы, мишки и у себя, то есть переносят одно понятие на разные объекты.
В игре ребенок может изобразить несколько простых действий, как по просьбе взрослого, так и самостоятельно: покормить, покачать, расчесать куклу например.
Развитие речи:
До полутора лет наиболее активно развивается понимание речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи.Малыш начинает выполнять просьбы, содержащие два последовательных указания: пойди на кухню и принеси чашку, подними шапку и положи ее на стул.
У ребенка значительно обогащается жестовая речь и мимика. Повторяя за взрослым, малыш может хлопать в ладоши, топать ножками, раскачиваться, махать ручкой «пока, пока». Рассматривая картинки ребенок может жестами показать, что шапочку он одевает на голову, а носочки и тапочки на ножки, изобразить как он пьет из чашки или машет руками как птички крыльями.
Активный словарный запас в полтора года обычно не меньше 8-10 слов, но у некоторых детей он значительно больше. Некоторые из малышей, преимущественно девочки, в это время уже произносят первые простые фразы из двух слов.
Читать также:
Развитие ребенка в 1 год и 3 меясца
Что такое кризис 1 года