Моторное развитие.
Обычно с 1 года до 1 года и 3 месяцев малыши начинают уверенно ходить. Овладение уверенной ходьбой задача не одного месяца. Малыш может часто падать, но, вставая после падения, малыш тренирует свои мышцы, развивая и совершенствуя чувство равновесия, набирается опыта и начинает с каждым разом лучше и лучше ориентироваться в пространстве.
Ребенок совершенствует навыки управления своим телом: приседает, наклоняется, пятится назад, поворачивается, быстро-быстро топает ногами, крутится вокруг себя. Большую часть времени малыш находится в движении, постоянно осваивая и исследуя доступную ему территорию, забирается на диваны, кровати и кресла и самостоятельно слезает с них. Малыш учится перешагивать через невысокие препятствия типа порожков тем или иным способом, например приставным шагом боком, держась руками за откос дверного проема, если сложно удержать
равновесие.
У малыша активно развивается координация движений руки. Он умеет снимать и нанизывать на стержень колечки небольшой пирамидки, ставить друг на друга 2-3 кубика, вытаскивать предметы из мешочка, сумки или рюкзачка и закладывать обратно, закрывать емкости крышками, засовывать предметы в небольшие отверстия, накрывать меньший предмет большим.
Подражание взрослому.
К 1 году и 3 месяца подражая взрослому, малыш овладевает все новыми и новыми действиями с предметами. Пытается есть ложкой и втыкать вилку в кусочек пищи, пить из чашки, придерживая ее двумя руками. Точности и координации движений не хватает, чтобы делать это хорошо и аккуратно, но важно дать малышу возможность тренироваться в совершенствовании этих навыков.
Малыш натягивает себе на руки взрослые варежки и перчатки, засовывает ноги в тапочки родителей, пытается провести расческой по волосам, засовывает в рот зубную щетку, вытирает пол тряпкой или пытается провести по нему веником. Включает и выключает свет, если дотягивается. Может пробовать вставить вилку прибора в розетку.
Ребенок снимает с себя шапку, руковицы и даже обувь при большом желании. Помогает себя одевать, продевая руку в рукав или поднимая ногу, чтобы продеть ее в штанину или надеть носок. Прикладывает к уху телефон или другой предмет и что-то туда лепечет.
Эмоциональное и социальное развитие.
Малыш активно стремится к игровому взаимодействию со взрослым. Ребенок нуждается в том, чтобы взрослый участвовал в его играх с игрушками и предметами и может настойчиво этого требовать. А вот играть с другими детьми этого возраста, как правило, дети в 1 год и 3 месяца еще не умеют и если находятся в одном помещении, наблюдают за тем, что делают другие или играют бок о бок рядом, практически не вступая во взаимодействие.
Ребенок восторженно реагирует игрушку, которая ему нравится, обнимается с ней, если она достаточно крупная. Напряженно чувствует себя при виде незнакомых посторонних людей и жмется к маме. Ребенок начинается присматриваться к реакции взрослого на свои действия и понимает слово « нельзя».
Речевое развитие:
От 1 года до 1 года 3 месяцев в речи преобладает лепет ребенка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами и эмоциональными возгласами. Это больше жестикуляторная речь , которая имеет и звуковые элементы Например, ребенок отвечает в случае согласия принять пищу словами «мам», «ня-ня», «дай-дай» и при этом тянется к предложенному предмету или же зовет взрослого («мам», «няня») , когда желает, чтобы его взяли на руки, опустили на пол- все остальное содержание просьбы выражается телодвижениями, жестами, мимикой. Запас понимаемых слов у него значительно больше тех, что он может произнести. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Он быстро запоминает название изображаемого на картинке предмета и выделяет его среди других. Ребенок в этом возрасте способен выполнять несложные просьбы взрослого – отнести или принести какой-то предмет, взять предмет у одного человека и передать другому.
Читать также:
Развитие ребенка в 1 год и 6 меясцев
Как развивать в год и 3 месяца
Как развивать годовалого