Приучение к горшку ребенка, который длительное время пользовался одноразовыми подгузниками, это задача, требующая от родителей значительной доли терпения и выдержки. Ведь малышу не объяснишь в 2-х словах, что теперь он должен внимательнее прислушиваться к процессам, происходящим в его теле, и при появлении соответствующих позывов сообщать об этом родителям и проситься на горшок, или же снимать штанишки и садиться туда самостоятельно. Слишком долгое время было возможным не обращать на свои выделения никакого внимания и не воспринимать это как сигнал к некой последовательности действий. Проще приучаются к горшку дети , с которыми изначально практически не пользовались одноразовыми подгузниками и практиковали высаживание.
Поэтому большинство родителей закладывают на выработку новой привычки довольно много времени- до нескольких недель- а иногда и месяцев, чтобы ребенок постепенно привык к новому порядку вещей. Хотя, есть и такие, которым удается сделать это в ускоренном темпе- буквально за несколько дней.
Когда начинать этот процесс, видимо, вопрос желания родителей или их субъективных ощущений, что ребенку уже хочется делать это как взрослый. Диапазон времени, когда это обычно происходит довольно велик- от 1,5 до 2,5 лет. Если ребенок «памперсный», то считается, что чем позже начать, тем меньше усилий потребуется. Тем более что, с 2-х летним ребенком уже проще договориться .
Важно выбрать правильный момент для начала обучения. Ведь у каждого ребенка бывают периоды, когда он упрямо сопротивляется любым возможным жизненным нововведениям и вообще находится не в духе. Не стоит начинать в такой период, активное сопротивление ребенка сведет на нет все усилия. Да и сама мать ( или родители) должны пребывать в состоянии позитивном и уравновешенном, и располагать достаточным кол-вом времени, чтобы постоянно уделять его ребенку в этот переходный период, не отвлекаясь на другие важные дела.
Подходы, конечно, могут быть разными.
Можно воспользоваться таким важным стимулом на данном этапе развития ребенка, как желание подражать взрослым или же другим детям. Поэтому можно на своем личном примере показывать, чего вы ожидаете от ребенка- садиться на горшок и доступным ему языком объяснять для чего вы это делаете, имитируя напряжение в животе и используя соответствующее звуковое сопровождение.
Большое везение, если ребенок дружит со сверстником, уже освоившим этот навык, который может наглядно продемонстрировать ему, как это делается. Если дети находятся в группе, отношение более опытных в этом смысле детей может сильно подстегнуть желание малыша обучаться, чтобы быть с ними на равных.
Можно пристально наблюдать за малышом, и если он начинает приседать и гримасничать, проявляя все признаки, что ему пора, немедленно сажать его на горшок, сопровождая свои действия фразами типа «идем на горшок» чтобы объяснить ему, что вы ожидаете, что он сделает это в него. Если он все же сходил в подгузник можно попробовать вытряхнуть его содержимое в горшок, чтобы показать ребенку где теперь это должно находиться.
Чтобы избавить себя от ежесекундного напряжения и пристального наблюдения, можно действовать иначе. В течение пары недель вести записи, отслеживая, когда малыш обычно ходит, допустим, по-большому. В этом возрасте обычно это происходит не так часто, может быть раз в день и после завтрака. Полный желудок стимулирует прямую кишку к опорожнению приблизительно через 20-30 мин после еды. Вот в это время можно сажать ребенка на горшок как можно дольше, дав ему полистать книжку или игрушку. Если в ритме выделений нет никакой регулярности- можно сажать ребенка на горшок каждые 2 часа. Кроме того, имеет смысл предлагать ребенку горшок каждый раз после сна и перед сном.
Параллельно нужно обучать ребенка фразам, имеющим отношение к процессу, вроде «идти на горшок», делать «пи-пи» и т.д. При появлении подозрений, что ему хочется в туалет задавать вопросы : Хочешь «пи-пи»? Скажи маме! Как только у него в сознании прочно закрепиться связь, что как только он чувствует позывы, он отправляется на горшок- он начнет это делать без дополнительных подсказок взрослых. Горшок при этом должен стоять в комнате на видном месте.
Одежда ребенка на период приучения к горшку должна быть легко снимающийся, лучше на резинке. Если малыш каждый раз будет путаться в штанинах или застежках, он будет не успевать раздеться .
Если позволяет время года, то может быть удобным начать обучение на даче, где есть возможность сразу снять с ребенка подгузник и дать ему побегать голышом или в длинной рубахе. Почувствовав позыв, малыш остановится и возможно присядет. После этого его можно похвалить и подтереть ему попу. В другой раз ему в такой же ситуации можно предложить горшок, объяснив, что на нем сидеть гораздо удобнее.
Тренировку без подгузника можно проводить и дома, убрав с пола ковер. Так, в течение нескольких дней ребенка нужно будет подлавливать и напоминать сходить на горшок. Часто это бывает не так просто. Если ребенок сильно увлечен игрой или каким-то занятием, он просто не почувствует переполнение мочевого пузыря или кишечника.
Когда ребенок привык регулярно пользоваться горшком в течение дня, можно перейти и к настоящему унитазу. Существуют специальные детские сидения и подставки, которые помогут ребенку туда забраться.