Нет тегов для отображения
Развивающие игрушки сделай сам
|
Как объяснить ребенку, что нельзя?
Одно из самых радостных событий для родителей - это первый самостоятельный шаг ребенка! Но с первыми шагами возникают первые падения и ушибы малыша, и родители всячески стараются не допустить подобных ситуаций частым повторением «нельзя!». Постоянные же запреты тормозят развитие ребенка, поэтому родителям нужно задуматься, прежде чем что-то запрещать малышу. Более того, дети в возрасте до одного года могут усвоить всего одно или два запрета, а на втором году жизни - от двух до четырех «нельзя».
Как вести себя с ребенком в период с года до трех? Что нужно запрещать, а что можно позволять. Как объяснить ребенку, что нельзя?
Поговорим о воспитании детей раннего возраста.
Мама заходит в комнату и видит выкрашенного и измазанного в помаду маленького Славку. Слава довольный и счастливый смотрит на мать и продолжает ковырять пальцем тюбик новой губной помады. На такую картину без смеха не посмотришь. Но, мама думает, если я сейчас улыбнусь, то мой ребенок решит, что он все сделал правильно и в будущем еще ни один раз повторит подобную сцену! В некоторых странах, например в Японии, до пяти лет ребенку позволено делать все. Нет запретов вообще. Но для нас, встает вопрос, как воспитывать детей, ругать в подобной ситуации ребенка или нет? Надо понимать, что в период активного ползания и хождения, ребенок начинает осваивать мир через тактильное изучение предметов. Запрещая детям, трогать, а по сути дела, изучать предметы, родители тормозят развитие ребенка. Безусловно, запрещать детям нужно то, что может быть опасным для их здоровья и жизни. А в отношении вопросов воспитания детей раннего возраста, родители сами определяют круг запретов для своего ребенка, кто-то определяет ребенка в манеж, а кто-то помогает ребенку знакомиться с миром предметов и их свойств.
Итак, как объяснить ребенку, что так делать нельзя?
- Не допускайте половинчатости, если хотите что-то запретить ребенку! Малыш должен научиться понимать, когда родители говорят «нельзя». Следовательно, при этом не улыбайтесь, даже если ситуация комична. При запрете чего-либо «нельзя» должно звучать четко и решительно, с ударением именно на этом слове: «Нельзя, Аня, обожжешься!»
- Прежде чем малыш поймет, что означает запрет, пройдет какое-то время. Пять раз услышав «нельзя», он, наконец, перестанет крутить ручки у плиты. Не ленитесь ребенку объяснять, причину, почему «нельзя», даже ребенок раннего возраста способен понять простые объяснения, почему опасно трогать утюг, почему опасно трогать плиту и т.д.
- Если не удается отвлечь ребенка, не пытайтесь выйти победителем приказными методами воспитания, возьмите его на руки и переключите его внимание на что-то иное, предложив ему, например, поиграть с крупой или ключами.
- Если ничего не помогает, подчеркните ваше неудовольствие каким-нибудь громким звуком, например, топните ногой, одним словом, покажите, что вы разгневаны. Только ни в коем случае не оскорбляйте ребенка. Нельзя говорить: «Ты что, глупый, не понимаешь?» Вместо этого можно сказать: «Я не хочу, чтобы ты так делал, потому, что это опасно». Если годовалому малышу спокойно объяснять причину запрета, он начинает активно случать и пытается понять, что говорит мама. Можно наглядно продемонстрировать, как чашка могла бы упасть со стола и обжечь кипятком его ручку. Используйте ситуацию естественного падения ребенка, когда он осваивает ходьбу, познакомьте его с понятием «больно». Когда малыш упадет, пожалейте его «Славочка упал! Больно!». Когда же в другой раз ребенок потянется к горячему чайнику или плите или розетке, четко и с чуть повышенным голосом скажите: «Нельзя! Будет больно!»
- Не следует «дуться» и обижаться на ребенка, это не принесет нужного результата. Ребенок раннего возраста не сможет понять, что такое поведение родителей связано с размазанной губной помадой.
- Не придирайтесь и не ворчите - это нервирует маленького ребенка!
- Не читайте беспрерывно нотации ребенку, не повторяйте постоянно «нельзя», не дергайте ребенка, лучше займитесь совместной игрой. Вместе изучайте те или иные предметы, окружающие вас. Приводите себя в пример, почему вы или папа не трогаете горячие предметы, потому, что не хотите обжечься, потому, что вам тоже будет больно. Дотроньтесь слегка своей рукой до горячего чайника, одерните руку, потрясите ей и скажите «Больно!». Малыш на вашем примере поймет, что и ему будет больно, если так дотронуться. Можете тут же предложить ребенку потрогать самому тот же горячий чайник. Если он изъявит такое желание, можете под контролем разрешить ему слегка пальчиком дотронуться до горячего чайника, чтобы он ощутил, правдивость ваших слов и предостережений.
- В голове у ребенка будет каша, если родители в сходных ситуациях то смеются, то ругают его, то впадают в долгие объяснения, а то вообще никак не реагируют. Будьте последовательны.
- Наказывать ребенка раннего возраста не имеет смысла. Он еще не в состоянии установить взаимосвязь между «проступком» и тем, что его отправляют спать, запирают в комнате или, того хуже, дают хороший шлепок. Ребенок огорчается, в нем растут робость и недоверие к взрослым. Но, как быть, когда ребенок раннего возраста, разыгравшись, ударяет маму игрушкой или рукой? Это, довольно, распространенная ситуация, особенно в возрасте от 2 до 4 лет. Как воспитывать детей раннего возраста? Ударить в ответ? Наказать ребенка? Нет! Здесь опять нужна четкая позиция того, что Вам это не нравится. Поймайте руку ребенка, когда он в очередной раз замахивается, чтобы ударить и скажите: «Ты сделал маме больно!» и тут же добавьте «Меня бить нельзя! Меня нужно гладить!» и проведите его ручкой по месту удара. Малыш с удовольствием Вас погладит и поймет ситуацию правильно.
- Пользуйтесь манежем только при острой необходимости, оставляя там ребенка на короткое время, чтобы сделать срочные дела. Постоянное пребывание ребенка в манеже существенно замедляет развитие малыша, не дает ему возможности изучать предметы на ощупь и вкус. Конечно, все это изучение должно проходить строго под присмотром взрослого.
- Постарайтесь сделать окружающее пространство безопасным для передвижения и изучения ребенком мира вещей. Сейчас в продаже есть огромное количество приспособлений для создания безопасного дома. Чтобы годовалый ребенок не смог прищемить свои пальчики, чтобы не ударился об острый угол, не упал с высоты, не засунул пальцы или предметы в розетку. А в возрасте трех лет, ребенок уже в состоянии понять ваши объяснения и аргументы почему, вышеперечисленные предметы, опасны.
- Медикаменты, средства бытовой химии, косметика, горшки с цветами должны находиться в недоступных для детей местах.
Если ребенок рвет листочки домашних растений или бросает на пол блюдца и чашки, спокойно объясняйте ему недопустимость такого поведения, апеллируя к понятным ребенку вещам: «Посмотри, Сашенька, какой был цветок красивый! Ты оборвал листок, цветочку больно! Он стал некрасивым!» или в отношении бьющихся предметов: «Лиза, у нас была чашка, ты ее бросила на пол и она разбилась. Теперь у нас нет чашки. Чашка бьется! Не роняй чашку на пол».
Но, помимо дома, есть еще и улица с собачками, машинами, высокими горками, куда так хочется залезть ребенку. Используйте объяснение в спокойной и доступной форме. Что собачка на улице – не игрушечная, а живая и, что ей может не понравится, когда ее трогают. Чужих собачек на улице трогать нельзя. Таким образом, мы воспитываем у ребенка раннего возраста уважение к живым существам.
На крутую лестницу можно лазить только с мамой! Мама должна поддерживать ребенка и помогать ему безопасно осваивать пространство. Если ребенок в следующий раз без мамы лезет на лестницу или высокую горку, надо взять малыша на руки, унести и сказать «Без мамы нельзя»! Конечно, ребенок не может с одного раза запомнить запрет, и будет снова и снова пытаться покорить опасный участок. Маме нужно быть последовательной в своих действиях, не отступать под криками и требованиями ребенка сделать так, как он хочет. И уже через несколько дней, ребенок примет ваши правила игры! Станет звать Вас к горке или крутой лестнице, так он поймет, что такое компромисс.
Поддерживайте своих малышей, сопровождайте их в процессе изучения окружающего мира, объясняйте ему причины и следствия, почему «нельзя», будьте избирательны в своих запретах, помните, что уже сейчас закладываются основы формирования самостоятельной и уверенной в себе личности.
Источник: www.mamac.ru
Нет комментариев. Ваш будет первым!
|
Популярные фотографии
+3↑
|
Популярное в блогах
+3↑ |
|
+3↑ |
|
+3↑ |
|
+2↑ |
|
+2↑ |
|
+2↑ |
|
+2↑ |
|
+2↑ |
|
Игрушки из ткани сделай сам
Игрушки из носков сделай сам
|