Многие мамы задают себе вопрос: когда и как приучать малыша самостоятельно есть пищу ложкой, особенно, если планируют отдавать ребенка в садик лет с 2-х. Вместе с тем, у многих малышей это происходит как бы само собой, без каких-то особенных усилий со стороны мамы, протестов и сопротивления. Безусловно, много зависит от индивидуальности ребенка и особенностей его характера. Поэтому, у каких то детей желание есть ложкой появляется раньше, а у каких-то позже.
Любая мама уже с 7-8 месячного возраста замечает у малыша первые попытки жестового подражания тому, что делают взрослые. Будь то вытирание тряпочкой, нажимание кнопочек на пульте, прикладывание мобильника к уху, покашливание в платочек. Особенно явственным это становится после года, причем подражать ребенок стремится тем действиям, которые довольно часто наблюдает. Так и желание кушать ложкой возникает именно из подражания родителям.
Поэтому важно давать ребенку с самого раннего возраста, допустим месяцев с 6-ти, возможность наблюдать за тем, как кушают родители и как они обращаются со столовыми приборами, а не оставлять его в это время в манеже в другой комнате, чтобы не мешал .
Если с 10-11 месяцев малышу ложку с какой-то баночкой или мисочкой, вне приема пищи, чтобы поиграть, то можно заметить, как ребенок совершает движения, похожие на то, что он кушает ложкой понарошку. Зачерпывание ложкой еды и донесение ее до рта достаточно сложное для годовалого малыша действие и такая игра с ложкой, возникающая все из того же подражания, дает ему возможность потренироваться.
В принципе, если у малыш уже начал делать вид, что кушает ложкой в игре- часто это бывает около годика-, то значит самое время начинать давать ему вторую ложку во время кормления, что бы он ей при этом не делал. Постепенно появятся попытки донести ее с едой до рта. У многих детей это происходит в возрасте 1 год и 3 месяца. Даже если поначалу за все кормление малыш самостоятельно съел всего 3-4 ложки, а остальное дала ему мама , для него это уже большое достижение. Начинать кормления с 2-мя ложками лучше с густых блюд, которые легче донести до рта, чем жидкий суп, например.
Возможно, помимо попыток кушать ложкой малыш будет еще активно ей стучать, водить по тарелке, выкидывать ложкой еду и тарелки и швырять саму ложку на пол. Но при этом голодный ребенок в первую очередь пытается ложкой именно есть, а слегка насытившись, уже начинает больше играться. Можно попробовать помочь малышу своей рукой донести ложку до рта, но только если ребенок не начинается вырываться и протестовать.
Когда у малыша уже хватает координации и терпения съесть своими силами несколько ложек подряд, можно в начале кормления не вмешиваться в процесс, давая ребенку больше самостоятельности.
Некоторые дети в возрасте около 1,5 лет начинают протестовать против кормления, отбирают ложку и едят сами. Но бывают малыши, которые реагируют протестом на все попытки обучения довольно долго. В таком случае лучше не настаивать и отложить это до более удачного момента, когда у ребенка будет настроение получше.
Отмечается, что дети, не успевшие научиться кушать ложкой до поступления в детский сад довольно быстро обучаются там, наблюдая как едят другие дети.