В возрасте около 1 года мамы частенько замечают, что ребенка будто подменили: малыш резко стал вредным, капризным, своенравным, реагирует бурной истерикой на любой запрет. У кого-то это более ярко выражено у кого-то менее, но, как правило, через такой период проходят все малыши в возрасте от 9 месяцев до 1,5 лет. В детской психологии это получило название кризиса 1 года. Такие временные отклонения поведения считаются нормальным явлением , необходимым для подъема ребенка на новую ступеньку самостоятельности.
Годовалый малыш начинает уверенно ходить, пытается залезать на невысокую мебель, что расширяет его возможности по освоению территории. И тут на него обрушиваются многочисленные запреты со стороны родителей, зачастую совершенно не понятные для ребенка. Ему запрещают брать многие предметы, которые он зачастую видит в руках у мамы и папы, не дают залезать в шкафы, нажимать кнопки на приборах, отбирают грязные ботинки. Все это вызывает протест, проявляющийся в разных формах.
Чтобы облегчить малышу прохождение этого сложного этапа, психологи рекомендуют в этом сложном возрасте свести количество запретов к минимуму. Чем больше разрешается ребенку, тем проще настаивать на том, что нельзя. Запреты должны быть четкие и однозначные, согласованные между всеми родственниками. Небезопасные для малыша предметы лучше убрать и его поля зрения, дать малышу возможность изучать содержимое нижних полок в нескольких шкафах, доставать и складывать туда предметы. Запрещая же что-то ребенку, можно попытаться сразу переключить его внимание на другие интересные вещи, предложить ему альтернативу. Вместо взрослого журнала дать детскую книжку с плотными страницами или бумагу, которую можно рвать и мять.
В возрасте около года у малыша происходит бурное развитие различных умений и навыков. У ребенка появляется выраженное желания совершать какие-то действия самостоятельно. Он может злиться, когда взрослый пытается помочь или сделать это за него. Выхватывает ложку, отбирает чашу, из которой его пытаются напоить, хочет сам снять или одеть шапочку, пытается сам поставить кубик на кубик. Конечно, зачастую маме проще и быстрее накормить и раздеть ребенка самой. Но эти первые неумелые попытки тем и ценны, что дают возможность начать прививать ребенку навыки самообслуживания именно тогда когда он сам проявляет на то инициативу. В более позднем возрасте это может быть уже сложнее, потому что ребенку не интересно, и он привык, что все это за него делает мама.
После года у малыша уже не устраивает роль наблюдателя за занятиями взрослых. Что бы не делала мама или папа, он хочет быть полноправным участником, выражая свое желание очень резко и эмоционально. Малыш моет устроить истерику, если ему не дают такой возможности. Часто кажется, что помощи от маленького никакой, и он жутко мешает делать домашние дела. Но даже изредка давая малышу возможность поиграть « в помошника», мама очень здорово стимулирует у ребенка развитие социальных навыков и взаимопонимания со взрослым. А делать с малышом можно много чего: вместе развешивать постиранное белье - ребенок вытаскивает и подает маме-, подметать или мыть пол, дав малышу еще один веник, щетку или тряпку, мыть посуду, поставив маленько перед собой на табуретке, разбирать пакеты с продуктами после покупок.
Годовалый малыш становится болезненно чувствителен к тому, как взрослый с ним обращается, требуя к себе уважительного отношения. Он не терпит, если у него резко отбирают игрушку, которой он занимается, грубо прерывают его занятия и тащат куда-то, одевают, пытаются брать на руки, когда он не в настроении общаться. Но иногда стоит изменить свою тактику поведения и вместо грубого доминирования начать с ребенком договариваться как с равным, и ребенок может неожиданно стать вполне послушным и покладистым. Ведь он уже прекрасно понимает простые просьбы и с удовольствием их выполняет, особенно если взрослый просит вежливо и спокойным голосом. Например, не отрывать малыша резко от игры, начиная быстро одевать его на прогулку, а достать его одежду, и сев в нескольких метрах от него позвать его к себе одеваться или попросить его принести одежду самому.
Уже в этом возрасте ребенок- человек и личность со своими желаниями, чувствами и эмоциями, для выражения которых ему еще не хватает средств, поскольку он еще не умеет говорить.
Читать также: Как развивать годовалого
С Чем играть годовалому